Щотижневик “АПТЕКА”: Европейский опыт на украинских просторах: Хаинрих Хорних возглавил производственную площадку «Фарма Старт», компании швейцарской группы «ACINO» | Acino в Україні

Медіа про нас

Щотижневик “АПТЕКА”: Европейский опыт на украинских просторах: Хаинрих Хорних возглавил производственную площадку «Фарма Старт», компании швейцарской группы «ACINO»

Понеділок 3 Квітня 2017

Стаття мовою оригіналу:

К команде «Фарма Старт», компании швейцарской фармацевтической группы «ACINO» (далее — «Фарма Старт»), в качестве директора завода менее полугода назад присоединился опытный управленец и высококвалифицированный специалист фармацевтической отрасли с высоким уровнем профессионализма, морально-этических качеств, опыта и соблюдения европейских принципов работы Хаинрих Хорних. Его более чем 30-летний опыт работы в фармацевтической промышленности и развитии фармацевтических площадок, включая внедрение новых продуктов и технологий, является очень важным для дальнейшего развития завода «Фарма Старт».

Подробнее о личном
Хаинрих Хорних (Heinrich Hornich) родился в Австрии 26 июня 1952 г. Женат, есть 2 сыновей. Научную степень доктора естественных наук Х. Хорних получил в Грацком университете им. Карла и Франца (Karl-Franzens-Universität Graz), Австрия, и после окончания университета в 1982 г. начал свою работу в большой австрийской компании «Chemie Linz», которая специализировалась в химической отрасли, в R&D-отделе в должности химика — синтетика субстанций для защиты растений. Затем Х. Хорних был назначен на должность заместителя руководителя производства по работе с активными фармацевтическими ингредиентами. Со временем правительство Австрии решило приватизировать часть компании, в том числе и фармацевтический блок — компанию «Nycomed», где Х. Хорних был уже руководителем подразделения.

Однако через несколько лет Х. Хорних решил изменить направление своей деятельности и следующие 10 лет проработал заместителем руководителя фармацевтического производства на заводе в Линце. Так, по словам самого австрийца, он 25 лет посвятил очень важной, но почему-то однообразной работе.

Как раз в этот период руководство компании «Takeda» («Nycomed») решило построить с нуля завод по производству готовых лекарственных форм в г. Ярославль, Россия. Строительство завода было доверено Х. Хорниху вместе с организацией проектных работ, выбором оборудования, подбором персонала и прочим. В 2012 г. компания «Takeda» заявила о завершении строительства, и в этом же году уже официально начала коммерческое производство. Такой успех стал для Х. Хорниха стимулом двигаться дальше и делиться опытом с молодыми специалистами. Именно поэтому эксперт принял предложение руководства компании «ACINO» и присоединился к ее команде в Украине.

Уважаемый Хаинрих, расскажите, пожалуйста, почему вы выбрали завод в Кие­ве в качестве своего нового места работы и какие перспективы компании «Фарма Старт» вы видите?
— Прежде всего хочу отметить, что я очень люблю постоянно находиться в движении, развиваться, узнавать что-то новое и бросать вызов сам себе. Определенным вызовом для меня было построить завод в Ярославле, теперь я хочу попробовать себя в работе на производстве в Украине.

Завод компании «Фарма Старт» изначально был спроектирован и построен в соответствии с европейскими стандартами надлежащей производственной практики (GMP). Важно также отметить, что в команде компании много опытных и квалифицированных сотрудников, которые знают, как и с чем они работают, но при этом открыты для новых знаний, подходов и обучения. Препараты, производимые на заводе, успешно продаются на фармацевтическом рынке Украины и в странах UBA. Это, безусловно, стимулирует нас к дальнейшему развитию и расширению.

Наиболее актуальные цели компании в направлении производственных процессов — интеграция существующей системы обеспечения качества GMP в систему управления качеством компании «ACINO», модернизация технологического оснащения завода и улучшение существующих процессов. Именно это я планирую реализовать, опираясь на собственные знания и опыт.

— Сколько именно продуктов уже насчитывается в портфеле компании, и сколько планируете добавить в ближайший год?
— На сегодня компания «Фарма Старт» представляет на рынке 44 препарата в различных терапевтических областях. В 2017 г. планируется выведение на рынок еще 3 новых продуктов, в ближайшее время компания собирается обновить 24 регистрационные заявки в связи с изменением поставщиков активных фармацевтических ингредиентов (АФИ).

— Как осуществляется кадровая подготовка на заводе компании? Какими стандартами вы руководствуетесь и какие программы внедряете?

— Компания предоставляет большие возможности для профессионального развития, что является частью комплексной кадровой политики. Так, например сейчас в компании «ACINO» реализовывается международная программа OpEx (operational excellence), которая призвана улучшить функциональные и управленческие процессы на всех производственных площадках компании: в Швейцарии, Эстонии и Украине. OpEx базируется на популярной японской концепции управления «6 сигм», которая рассматривается и как философия, и как методология, и как набор инструментов совершенствования существующих и проектирования новых процессов и средств управления ими. Для нас это процесс стандартизации работы в 4 плоскостях: менеджмент, высокоэффективная команда, оптимизация процессов и развертывание стратегии. Имплементация этой программы позволит создать стандарт, при котором обучение рабочим процедурам будет быстрым и эффективным, все операции — выполняться персоналом качественно и одинаково правильно, при этом продукт или услуга будут иметь наиболее низкую цену по сравнению с конкурентами за счет оптимизации всех процессов.

Для реализации и внедрения данной программы компания «ACINO» привлекла немецкую консалтинговую компанию Valeocon. Программа стартовала еще в августе прошлого года, первый ее этап должен завершиться в июне. Стоит отметить, что особенно важны такие аспекты программы, как личностное развитие при работе с молодыми сотрудниками, которые только закончили университет и владеют необходимыми профессиональными навыками, однако не имеют представления о том, как непосредственно работать на предприятии. Именно в таком подходе заключается преимущество развитых европейских компаний.

— А какова техническая сторона работы на заводе?
— Поскольку спрос на продукцию возрастает и планируется выведение новых продуктов на рынок, возникает необходимость в усовершенствовании производственных мощностей. Это влечет за собой не только обновление оборудования и увеличение его количества, но и модернизацию помещений в том числе. Общая площадь завода, которая составляет 2 тыс. м2, позволяет нам это сделать за счет резервных помещений.

— Качественное оборудование — один из основных факторов получения качественной продукции на выходе. Какое оборудование используется при производстве препаратов «Фарма Старт»?

— Совершенно верно. Качественное оборудование — залог хорошей работы. Это то, с чем я не раз сталкивался в своей работе в Австрии и России. Мы отдаем предпочтение производителям из Швейцарии или Германии, иногда рассматриваем предложения из Италии или других европейских государств. Так, сегодня завод оснащен оборудованием таких производителей, как Bohle, Huttling, Bosch, Kilian, IMA, York, Buderus.

В Украине есть сложности с обслуживанием оборудования, а именно наличие квалифицированной и лицензированной технической поддержки от производителя непосредственно в стране. Поэтому мы работаем с ведущими мировыми производителями, которые способны предоставить техническую поддержку локально. Ведь при выборе товара ключевым фактором является именно качество, а не цена, поэтому мы и отсеиваем продукцию из Индии, Китая и других стран.

— Расскажите, пожалуйста, более по­дробно об инвестициях, которые получила компания «Фарма Старт» для развития производственных мощностей?
— В 2016 г. в компанию «Фарма Старт» инвестировано около 2,65 млн евро на такие проекты, как производственная линия гранулирования, системы взвешивания, трековая и следящая программная модернизация линии наполнения капсул, производство и складирование систем вентиляции и кондиционирования и др.

Стоит отметить, что в конце 2016 г. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) предоставил компании «Фарма Старт» кредит на сумму 3 млн евро для удовлетворения потребностей компании в оборотном капитале, закупке оборудования и реализации мероприятий по энергоэффективности. Кредит предоставлен в рамках Программы прямого финансирования ЕБРР, направленной на облегчение доступа малых и средних предприятий в странах операций ЕБРР к более долгосрочному финансированию.

Объем инвестиций в 2017 г. предположительно составит 3,85 млн евро (включая 3 млн евро кредитных средств), которые будут направлены на новую линию наполнения капсул, модернизацию таблеточного пресса, усовершенствование системы охлаждения, турбо-калибратор, модернизацию энергообеспечения, модернизацию зданий, высокоэффективный жидкостный хроматограф, таблеточный пресс, а также на усовершенствование системы безопасности.

— Возвращаясь к вопросу о необходимости развития производственных мощностей, какие изменения в количестве персонала отмечены за последние годы и какие производственные результаты планируете получить после модернизации?

— Количество персонала компании «Фарма Старт» за последние 2 года значительно увеличилось с 442 до 605 человек. Соответственно, увеличилась и численность специалистов на заводе. Так, например, в 2015 г. штат сотрудников завода составлял 212 человек, в 2016 — 264, а в 2017 — 298. То есть за 2 года на заводе число сотрудников увеличилось на 86 человек.

Согласно рейтингу общей привлекательности компаний-работодателей среди локальных фармацевтических производителей «Фарма Старт» занимает 5-ю позицию. При этом в общем рейтинге всех фармацевтических компаний «Фарма Старт» ощутимо продвинулась вперед, всего за год перепрыгнув 10 позиций (с 31-й на 21-ю позицию рейтинга).*

Производственные мощности предприятия сегодня позволяют производить 1 млрд таблеток и 250 млн капсул в год. В 2016 г. объем производства таблеток и капсул увеличился на 11,4% и на 5,5% — объем упаковок по сравнению с 2015 г. Прогнозируемый на 2017 г. прирост увеличения объемов производства без закупки новой техники предположительно должен составить 35%, а объем упаковок — 34% за счет оптимизации процессов производства. После запуска нового оборудования ожидаемые объемы производства и упаковки, соответственно, можно будет удвоить.

— Сегодня очень большое внимание на фармацевтическом рынке Украины уделяется подтвержденным безопасности, качеству и эффективности лекарственных средств. Для генериков подтверждением этих качеств является проведение исследования по изучению биоэквивалентности. Скажите, пожалуйста, проводит ли компания «Фарма Старт» подобные исследования для своих препаратов, и если да, то каких именно?
— Конечно же, подобные исследования являются неотъемлемой частью работы компании по обеспечению населения качественными лекарственными средствами. Исследования по изучению биоэквивалентности твердых лекарственных форм проводятся согласно нормам украинского законодательства, которое в настоящее время полностью гармонизировано с европейским.

— Модернизация оборудования и расширение производственных мощностей планируются для покрытия потребностей только внут­реннего рынка, или компания планирует выходить и на внешний рынок?

Рис. Рейтинг маркетирующих организаций по объему розничных продаж лекарственных средств в денежном выражении среди отечественных производителей по итогам января–февраля 2017 г.

— Да, наши взгляды обращены не только в сторону Украины. Мы уже активно развиваемся на выбранных рынках стран UBA: Беларусь, Грузия, Казахстан, Узбекистан.

— Мировым трендом на сегодня является Зеленая фармация (Green Pharmаcy). Специалисты и ученые давно при­шли к выводу, что процесс оборота лекарственных средств, начиная с производства и заканчивая потреблением, должен быть безвредным для окружающей среды. Внедряете ли вы такие подходы у себя на производстве?

— Конечно. Компания «Фарма Старт» получила грант на сумму 110 тыс. евро из средств Программы финансирования и передачи технологий для борьбы с климатическими изменениями (Finance and Technology Transfer Centre for Climate Change — FINTECС), реализация которой началась в Украине в феврале 2016 г. Цель программы — содействие передаче технологий в сфере смягчения воздействий на климатические изменения и адаптации к ним. Программа FINTECС рассчитана на 3 года и финансируется за счет Глобального экологического фонда (Global Environment Facility) и Инвестиционного фонда соседства ЕС (Neighbourhood Investment Facility).

Комания «Фарма Старт» планирует использовать это грантовое финансирование на внедрение ряда мероприятий по энергоэффективности, включающих установку систем энергетического менеджмента и рекуперации тепла, тепловых насосов, источников бесперебойного питания, а также термомодернизации помещений. То есть компания планирует обеспечить наличие всех необходимых экологических аспектов работы собственной производственной площадки, как это свойственно мировым успешным компаниям.

— В заключение нашего интервью поделитесь, пожалуйста, личными советами относительно того, как достичь успеха в своем деле.

— Прежде всего необходимо любить то, что ты делаешь, «гореть» в своем деле. Также стоит постоянно учиться, учиться и еще раз учиться! Постоянно спрашивайте себя: «Что я могу сделать на своем рабочем месте лучше? Как я могу сделать себя лучше?». Постоянное развитие и получение соответствующего опыта способствуют успеху и профессиональному становлению. Необходимо правильно распределять свою энергию и время, а также очень четко ставить цели. Не стоит распылять свой интерес на множество целей, лучше сфокусироваться на одной и добиться результатов именно в ней, прежде чем идти дальше.

Ну и, конечно же, важным атрибутом успешного развития является терпение. Современные молодые люди хотят добиться головокружительной карьеры за минимальные сроки (1–2 года), однако успех приходит постепенно, в процессе накопления множества знаний, навыков и опыта. Главное — не потерять в процессе свой запал.

P.S. Редакция «Еженедельника АПТЕКА» хочет поздравить Х. Хорниха с новым назначением в качестве директора завода компании «Фарма Старт» и пожелать, чтобы все новаторские инициативы и идеи нашли поддержку и реализацию, а пребывание в Украине было максимально приятным и запоминающимся!

*Согласно данным «Исследования привлекательности фармацевтических компаний Украины как работодателей (2016 г.)» специализированного агенства «ФАРМА ПЕРСОНАЛ».

https://www.apteka.ua/article/406280